EN KG RU
Михаил Шубин: фабрику на Джеруе запустим в срок, слитки получим уже в 2019 году

12.04.2018

Генеральный директор ОсОО «Альянс Алтын» Михаил Шубин в интервью Barometr.kg рассказал о деятельности компании.

При этом он подчеркнул, что разработчик Джеруя строго соблюдает условия лицензионного соглашения. За неукоснительным соблюдением условий указанного соглашения следит Государственный комитет по промышленности, энергетике и недропользованию.

- Михаил Александрович, расскажите, какая конкретная работа проводится на руднике в настоящее время. Когда приступите к строительству самой ЗИФ?

- Компания приступила к строительству в ноябре 2017 года, о чем официально уведомила государство и местное сообщество. Сегодня на Джеруе опережающими темпами строятся объекты инфраструктуры, без которых невозможно завершить строительство и запуск всего комплекса Таласского горно-обогатительного комбината (так называется предприятие). Еще раз акцентирую внимание на том, что ЗИФ - это не отдельно стоящий объект, а целый комплекс зданий и сооружений, которые увязаны в единую технологическую цепочку. Без запуска любого из этих объектов невозможно получить слитки золота. Продолжительность строительства этих объектов разная, от 2 до 12 месяцев, поэтому есть график работ, определяющий время окончания строительства всего комплекса. На сроки строительства влияют и сроки поставки технологического оборудования, которые достигают до 10-12 месяцев с момента начала изготовления. В настоящее время на Джеруе постоянно работают до 15 подрядных организаций и до 200 человек персонала.

- Что на сегодня сдерживает строительство?

- Когда наша компания подписывала лицензионное соглашение, в Кыргызстане разрешалось параллельное проектирование строительства, и строительство ЗИФ на Джеруе мы планировали строить по таким нормам. В ноябре 2016 года эти нормы были отменены, что привело к значительному увеличению сроков на детальное проектирование и согласование в государственных органах проектов на строительство объектов. Таким образом, сроки реализации проекта увеличились значительно. Нарушать законодательство и строить без оформленных разрешений на строительство наша компания не может.

- По условиям лицензионного соглашения вы должны запустить фабрику в феврале 2019 года. Успеете? Ведь в противном случае компания обязана выплатить штраф в размере 100 тыс. долларов за каждый просроченный месяц.

- Мы понимаем свои обязательства перед государством. И строго соблюдаем условия лицензионного соглашения. В случае неисполнения обязательств будем платить штраф.

- Судя по вашим словам, у компании были веские причины, по которым строительство ЗИФ затягивается. Намерены оспаривать условия лицензионного соглашения?

- Нет, не намерены. Как прописано в условиях - строго на основании этого работаем и будем работать. Также вы должны понимать, что Государственный комитет по промышленности, энергетике и недропользованию строго следит за исполнением каждого пункта лицензионного соглашения.

- Строительство ЗИФ - сложный технологический процесс. Если даже завод построите, на пусконаладочные работы потребуется время. Осталось совсем мало времени. Вы же не успеете!

- Наши строители замотивированы на ускоренный запуск объектов. Мы намерены построить фабрику в этот сжатый срок и в феврале 2019 года начать перерабатывать руду.

- Но в таком случае с экономической точки зрения стоимость строительства фабрики увеличится?

- Видите, если мы раньше запускаем фабрику, то мы раньше получаем продукцию и выручку. Экономически выгодно запустить как можно раньше.

- Вы говорили о том, что компания строго соблюдает условия лицензионного соглашения. Но в СМИ компанию подозревают в том, что вам правительство простило штраф, несмотря на то что технический проект согласовали с задержкой.

- Хочу внести ясность. «Альянс Алтын» получил лицензию на разработку золоторудного месторождения Джеруй 28 августа 2015 года. По условиям лицензионного соглашения через год со дня получения лицензии, то есть 28 августа 2016 года, компания должна была согласовать технический проект с Государственным комитетом по промышленности, энергетике и недропользованию как с уполномоченным органом. При этом пунктом 3.1 лицензионного соглашения предусмотрена возможность однократного продления срока. В случае нарушения, после однократного продления, срока предоставления техпроекта право пользования недрами подлежало прекращению. Компания была вынуждена воспользоваться возможностью продления, так как процедура согласования документа с государственными органами затягивалась по вышеназванным объективным обстоятельствам.

Далее, не позднее трех месяцев с даты согласования техпроекта, мы были обязаны приступить к строительству ЗИФ. В случае нарушения этого срока, а также в случае нарушения в последующем сроков ввода ЗИФ и ее выхода на проектную производительность мы должны платить штрафы в размере 100 тыс. долларов за каждый просроченный месяц.

- А почему чиновники долго не подписывали технический проект? Связано ли это с возможными экологическими рисками при разработке месторождения?

- Документ проходил согласование в соответствии с действующими в КР законами и регламентами. Надо признать, что зафиксированный в лицензионном соглашении годичный срок согласования техпроекта фактически противоречил требованиям регламентов, поэтому и была заложена возможность однократного продления. Между тем согласующие инстанции понимают степень ответственности. Любая ошибка в проекте может привести к тяжелым последствиям, не только экологическим, но и социльно-политическим. Поэтому ускорить сроки, нарушая регламент, здесь было невозможно.

- А сам документ тоже долго разрабатывался?

- Мы готовили документ тщательно. Речь идет и об экологии, и о других требованиях местного населения. В этой связи компания каждый пункт технического проекта вносила в документ после глубокого анализа. После разработки технического проекта провели общественное обсуждение, где местному населению представили предварительные результаты оценки воздействия добывающего комплекса на экологию региона. В итоге технический проект нам согласовали 28 августа 2017 года.

- Давайте вернемся к строительству ЗИФ. Какое содействие может оказать правительство, чтобы рудник запустился в срок?

- Мы просим быстрее принять закон о поэтапном проектировании, чтобы мы уже начали строительство. Также у нас еще не до конца решены вопросы по обеспечению электроэнергией.

Повторюсь, рудник должен начать работать уже с февраля 2019 года. До этого компания должна завершить строительство ЗИФ, внутренних дорог, энергетики, вахтовых поселков, котельных, водозаборов питьевой и технической воды, складов, железнодорожного тупика для разгрузки грузов и др.

Согласно лицензионному соглашению, добыча будет вестись комбинированным способом. Сначала разрабатывать будем открытым способом, позже перейдем на подземный метод добычи руды.

Предусмотрено так называемое сухое складирование отходов. Это очень важно, так как этот метод наиболее безопасен для хранения хвостов, хотя и является самым дорогим на сегодня. В отличии от привычного наливного типа, где вода составляет до 80 % и это может вызвать прорывы плотин, наши хвосты фильтруют до 20 % влаги, что полностью исключает жидкие выбросы на местность и в реки. При этом остающаяся влага сводит к минимуму пыление хвостов.

Справка:

Месторождение «Джеруй» находится в Таласской области, в 60 км от города Талас. В 22 км от месторождения проходит магистральная автомобильная трасса Тараз - Талас - Суусамыр, железнодорожная станция - в 160 км.

Согласно лицензионному соглашению, после ввода в эксплуатацию ЗИФ доля привлекаемых иностранных специалистов не должна превышать 10 %, а в настоящее время во время строительства ЗИФ с учетом подрядных и субподрядных организаций - не должна превышать 30 % от общего количества сотрудников,

Фактически в настоящее время 92 % сотрудников ОсОО «Альянс Алтын» - граждане Кыргызстана.